Андеграунд или оверграунд? PDF Печать E-mail

Похожее изображение

Термин «андеграунд» возник во второй половине 20 века.

Началось всё с музыки рока, а первоначально – с компаний проживающих в бедных районах афроамериканцев, которые собирались в парках или, скажем, под мостами и там в свое удовольствие исполняли свою музыку (в частности, рэп).

В нашей стране культура андеграунда имела другие черты. Андегранудом являлись не жители бедных районов или представители социальных низов, а, наоборот, образованные люди, которые хотели создавать и потреблять искусство без цензурных ограничений. Так возникли журналы и книги самиздата, то есть издаваемые самостоятельно, на пишущих машинках или на ксероксах. Андеграундное распространение музыки получило название «магнитиздат», то есть музыка, передававшаяся друг другу на магнитофонных пленках, а неофициальные концерты, проводившиеся в квартирах, получили название «квартирники».

Однако для андеграунда вскоре стала характерна не только форма создания и распространения искусства (без цензуры, неофициально, из рук в руки), но и содержание. Отвергая ценности, которые пропагандировались в СССР, деятели подпольного искусства часто, как говорит пословица, вместе с водой выплескивали и ребенка. Так, отвергая, допустим, КПСС или навязываемую всем комсомольскую организацию, многие деятели андеграунда начали отвергать и самые простые моральные ценности (только потому, что их провозглашала официальная идеология): например, обязанность трудиться или даже такую безобидную вещь как рифмованная поэзия (лишь потому, что советские поэты писали в основном в этой форме)… Сходное поведение наблюдалось и на Западе: отвергая буржуазную мораль, андеграунд провозгласил сексуальную революцию, наркотики, отказ от традиционных ценностей вообще, включая религию.

В смысле религии в СССР наблюдался обратный процесс – так как официальная доктрина отвергала религию и насаждала атеизм, некоторые люди назло этой доктрине пошли именно в религию. Известно, что значительная часть московской интеллигенции группировалась вокруг Александра Меня, видя в нем духовного вождя. Вряд ли таких людей можно назвать андеграундом, ибо само слово, как мы понимаем, переводится как «подземелье». Скорее – их стоит назвать оверграундом. Оверграундом можно назвать и тех поэтов, которые хоть и не печатались официально, но никак не подходили под определенный андеграундный стандарт, а именно: отказ от всех традиций и преемственности в искусстве, постмодернистское осмеяние всего и вся. И таких поэтов было немало. В этом смысле советская неофициальная поэзия делится на андеграунд и оверграунд.

Известная многим организация «Гуманитарный фонд им. Пушкина» в конце 80-х- начале 90-х пыталась объединить в единый творческий круг и тех, и других, издать книги за счет издательства или хотя бы за счет автора. Но вскоре СССР был разрушен, цензура отменена, а литераторы стали предоставлены сами себе… Исчезла острота восприятия литературного процесса. Но и сегодня традицию Гуманитарного фонда продолжает сайт, созданный группой экспертов во главе с М. Н. Роммом, – проект «Литературное имя».

scroll back to top
 
 

Авторизация