загрузка...
  
Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). Локтев В.И.

 Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля).  Локтев В.И. 

altСОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................................................................................    8

I часть

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.)..................................................    11

1.     Скульптура................................................................................................................................................................................. 13

Структура конфликта. Диалогическое восприятие........................................................................................................... 13

Контрапост и анатомия............................................................................................................................................................ 13

Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония.............................................. 15

2.    Живопись.............................................................................................................................................. ,................................... 28

Композиционная техника противопоставлений................................................................................................................ 28

Лексика архитектурного полифонизма .............................................................................................................................. 30

Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника).................................................................................... 31

Архитектурный «жест». Архитектурная «поза»................................................................................................................   32

Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы)..................................................................................................... 33

3.    Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры......................................................    66

Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа).............................................................    67

Диапазон новой образности...................................................................................................................................................    68

4.    Полифонический ансамбль (образ-метафора)................................................................................................................... 88

Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений...........................................................................................   89

Политематическая композиция............................................................................................................................................. 90

Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия

предшественников)...................................................................................................................................................................   91

Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции......................................................................   92

Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд»......................................   92

Конвертируемость композиционных приемов

(Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»).........................................................................................................    94

Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания)......................................    94

5.       Этапы становления полифонической манеры...............................................................................................................    131

6.      «Контрапост жизни»..............................................................................................................................................................    132

7.      Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности..........................................................    135

8.      Композиция поведения.........................................................................................................................................................    138

9.      Повод к драматизации мировосприятия

(духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» )................................................................................    139

10.   Предварительные итоги.......................................................................................................................................................    145

II  часть

СИТЖЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

(середина XVI—начало XVII в.).................................................................................................................................................    149

1.    Художественная атмосфера................................................................................................................................................    151

Разнообразие исторических периодизаций стиля...........................................................................................................    151

Разброс мнений.......................................................................................................................................................................    153

2.    Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств» ________    154

Необходимое условие формообразования......................................................................................................................    155

Эстетическая рефлексия стиля............................................................................................................................................    155

3.    Художественная практика. Композиционный аспект..................................................................................................   158

Маньеризм и его интерпретаторы...................................................................................................................................... 158

Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность...................................... 159

«Классицизирующий академизм»...................................................................................................................................... 162

4.      Картина музыкальной жизни...............................................................................................................................................    201

5.      Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы..............................................   206

Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия....................................................................................   206

Эмоции, настроение...............................................................................................................................................................   206

Импровизация, естественность — расчет.........................................................................................................................   207

Уточнение к Г. Вёльфлину....................................................................................................................................................   209

К истории базиликального фасада

(проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио)........................................................................    210

Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс.........................................................    212

Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона)......................    214

6.      Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан.................................................    222

7.      Микеланджело да Караваджо (1571—1610)...................................................................................................................    255

8.      Музыкальный стиль Венеции.............................................................................................................................................    272

9.      Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля....   278

Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект.................................    278

Тематика театрально-изобразительного контрапоста....................................................................................................    279

10.  Проблемы содержания стиля и причина барокко........................................................................................................... 284

Поиск идеологической подоплеки стиля .......................................................................................................................... 284

Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра...................................................................... 287

От мировоззрения к структурным вопросам изображения.........................................................................................   288

Готическое и барочное мироощущение..........................................................................................................................   290

Потребность в гармонии и деструктивный фактор........................................................................................................   293

Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства............................................................................... 294

События «исторического значения»..................................................................................................................................   296

Контрреформация..................................................................................................................................................................   296

К истории нестроения............................................................................................................................................................   298

Идеи — жизнеощущение — стиль......................................................................................................................................   300

Устроение и нестроение духовного мира.........................................................................................................................   300

От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению...........................................................................   302

Барочная парадигма и барочная форма...........................................................................................................................   306

11.  Направление стилевой эволюции.......................................................................................................................................    310

III часть

САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ...                 311

О различиях в подходе к барокко.........................................................................................................................................   312

Композиционный метод Высокого барокко....................................................................................................................   313

Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании..............................................................................................   313

1.   Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667)....................................................................................................     316

Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению............................................     316

Модель пространственного мироощущения ..................................................................................................................     317

Одновременность «изнутри и снаружи»..........................................................................................................................     318

Поток превращений ..............................................................................................................................................................     319

Утрированная («неправильная») перспектива................................................................................................................     320

Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления...................     321

Сопричастность пространству.......................................................................................................................................... .... 324

Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения......................................      325

Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития»................................     326

Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины......................................................     328

Градостроительный барочный ансамбль......................................................................................................................... ... 331

Барочные «интерьеры» города........................................................................................................................................... ... 331

2.     Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля....................................... ... 369

Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия............................................ ... 370

Проект ц. S. Anna Reale. Париж................................................................................................................................... ... 371

Проект Casale S. Filippo Nerl и др................................................................................................................................. ... 372

Вторая композиционная реформа барокко..................................................................................................................... ... 373

Востребованность типологических стереотипов Возрождения...................................................................................     374

Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической

выразительности.............................................................................................................................................................. ... 375

Универсальный язык полифонизма............................................................................................................................ ... 375

Метафорическая образность. Театрализованная выразительность.................................................................... ... 377

Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа............................................................... ...... 379

Стилевая проблематика в философских категориях....................................................................................................... ... 380

Архитектурный образ бесконечности............................................................................................................................... ... 380

Язык Гварини в системе барочного полифонизма........................................................................................................ ... 383

Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям —

«Placita Philosophica» Г. Гварини................................................................................................................................     384

Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью           

«Метопа е architettura» ................................................................................................................................................. ... 384

Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка.

Стереометрия на службе контрапоста.......................................................................................................................     385

Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма..................................................     386

Поэтика Гварини.....................................................................................................................................................................     386

Непрерывность полифонического ряда....................................................................................................................     388

«Драматическая светотень».........................................................................................................................................     388

Эстетическая ситуация..........................................................................................................................................................     389

Гварини в ретроспективе стиля...........................................................................................................................................     389

3.    Плафонисты и театральные декораторы конца XVII—XVIII в. От Высокого барокко

к «постбарочиой» манере......................................................................................................................................................     416

Мастера театрального барокко...........................................................................................................................................     418

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ...................................................................................................................................     437

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке)........................................................    454

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................................................................................................     475

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................................................................................................     484

 

scroll back to top
 
 

Авторизация



загрузка...