загрузка...
  
Русский язык - Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

 

ТРАФАРЕТ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ.

(трафарет предназначен для ознакомления с методикой написания 3 части экзамена - сочинения, и представляет собой универсальный алгоритм действий для любого текста в реальном варианте ЕГЭ по русскому языку)

 

ТЕМА ТЕКСТА

Данный текст о …

Текст И.И.Иванова посвящён вопросам ….

Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса …

И.И.Иванов в данном тексте размышляет о …

В данном тексте рассказывается случай из жизни …

В данном тексте описывается ситуация …

Данный текст – письмо героя …

Данный текст – размышления героя о …

Текст сообщает нам информацию о …

 

Краткий пересказ с элементами анализа  

 

ИДЕЯ ТЕКСТА

Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…»

Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…»

Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? …

Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: …

… - вот основная идея (мысль) текста.

«…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста.

 

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Основная проблема – это та,

-  которая стала объектом раздумий автора;

-  над которой он в основном размышляет;

-  к которой он неоднократно возвращается;

-  по которой отчётливо заявлена авторская позиция

 

В тексте     исследуется   проблема (чего?) (род. падеж)   экологии

                     анализируется                                                      нравственного выбора

                     поднимается                                                         добра и зла

                     рассматривается                                                 воспитания милосердия через литературу

                     затрагивается                                                       утраты милосердия

                                                                                                       социальных преобразований в стране

 

  Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.

Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной) проблеме…

Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой …

В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста.

Проблема, затронутая в тексте, я думаю, типичная.

Одна из проблем текста - …

История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: …

Ситуация, описанная в тексте, ставит перед нами следующую проблему …

Я думаю, основная проблема текста - …

Я выделил бы в тексте следующую проблему …

В данном тексте мне интересна следующая проблема …

Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о …

Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: …

 

  Комментарий к сформулированной проблеме текста:

-        какие понятия рассматривает автор;

-        к какой категории относится избранная автором проблема;

-        насколько она злободневна в наши дни;

-        что делает её жизнеспособной;

-        насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);

-        какие точки зрения существуют по данной проблеме;

-        как автору удалось привлечь к ней внимание читателя

  В комментарии не должно быть

- пересказа исходного текста;

- рассуждения по поводу всех проблем текста;

- комментариев о действиях героев текста;

- общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…».

Автор утверждает: «…».

Автор считает (убеждён), что …

Автору важно убедить читателя в том, что …

Бесспорно мнение автора о том, что …

Позиция автора очевидна: …

Цель автора – обратить внимание читателя на …

Задача автора – убедить читателя в том, что …

Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …

Автор подводит читателя к мысли о том, что …

Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …

Размышляя о … , автор текста приходит к выводу …

… - вот авторская позиция в тексте.

… - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста.

«…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя).

… - в этом предложении звучит прямая авторская оценка …

… - всё это позволило автору выразить мысль о том, что …

Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что …

Позиция героя заключается в следующем: …

Герой считает, что …

Поступок героя текста говорит о его позиции: …

Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…».

 

Авторская позиция может быть выражена

Чётко, прямо, непосредственно:

- в названии текста;

- в отдельных предложениях;

- через ряд аргументов.

Через:

-  риторические вопросы,

-  риторические восклицания,

-  порядок слов,

-  лексические повторы,

-  оценочную лексику,

-  модальные слова и частицы,

-  вводные слова, словосочетания, предложения.

В художественном стиле

-        автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;

-        он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания;

-        автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;

-        авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

 

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА

Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …)

Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор …

(К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым…

К немалому удивлению узнал, что …

Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок …

Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…)

Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …)

Разделяя негодование автора, хочу сказать, что …

Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение …

Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что …

Интересно то, как автор (герой) …

 

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что …

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что …

На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что …

Автор, несомненно, прав, утверждая, что … . При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет  

       читательскую дискуссию, так как …

Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что …

По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что …

Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что …

Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: …

Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что …

Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что …

Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что …

Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что …

Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что …

Вызывает сомнение тезис о том, что …

Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.

Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его

       утверждений.

Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

 

ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Я (не) согласен с автором: …     Я (не) согласен с точкой зрения автора: …

Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…»

Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что …

Я не думаю, что …

Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться.

Моя позиция такова: …

Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): …

Я поступил бы иначе: …

 

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аргументами являются:

-        факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)

-        биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей

-        положения официальных документов

-        общественные законы

-        законы природы

-        статистические данные

-        научные данные

-        авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)

-        ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

-        народная мудрость (пословицы, поговорки)

-        примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

-        собственные наблюдения и выводы

-        примеры из жизни окружающих людей

К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои.

Эту мысль подтверждает случай из жизни …

Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …)

В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость.

Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …)

В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты.

К такому выводу меня привели следующие размышления …

Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно.

Если бы герой поступил иначе, то …

В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …

 

scroll back to top
 

Комментарии  

 
+6 # Михаил 05.11.2012 17:51
Классная шпора !
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Яна 15.11.2012 19:21
Спасибо! Удобно наверное для сочинения :roll:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Макс 28.01.2013 15:58
Да - отличный трафарет, не поспоришь...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Кавказ сила 25.12.2016 14:31
А мнэ песать не надо у меня и так сто балоф будэт. Жи ест да
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 

Авторизация



Заказать работу
загрузка...