География - Экономическая география

 

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ МИРА

 

  Морской транспорт, обеспечивающий свыше 75% международных перевозок, имеет важнейшее значение для внешнеэкономических отношений. Основной частью международных перевозок является транспортировка сырья (нефть, уголь, зерно, древесина и т.д.).

  Кроме межгосударственных перевозок, силами морского транспорта осуществляются перевозки большим и малым каботажем в пределах собственной территории. Под большим каботажем понимается плавание судов между портами, принадлежащими разным морским бассейнам (например: Мурманск – Находка). Малый каботаж – перемещение судов в пределах одного морского бассейна (Мурманск – Архангельск).

  Морской транспорт значительно превосходит остальные виды транспорта по таким показателям как грузооборот (почти 30 трлн т-км) и производительность труда. Кроме того он является наиболее экономически выгодным, с точки зрения себестоимости перевозок. Особенно явно такое превосходство, как низкая себестоимость, проявляется при использовании морского транспорта на дальние расстояния. На малых расстояниях преимущество в низкой себестоимости перевозок резко сокращается.

  Для осуществления своей деятельности морскому транспорту необходима специфическая инфраструктура: суда, морские порты, судоремонтные верфи и т.п.

  Общий тоннаж мирового морского транспорта составляет около 500 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т).

  Лидерами по общему тоннажу морских судов (по величине флота) являются: Панама (73 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (29), Кипр (24), Япония (20), Багамские острова (19), КНР (18), Россия (15), Норвегия (14), США (13). Следует учитывать, однако, что лидирующие позиции Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов, является условным по причине того, что фактическими собственниками подавляющего количества судов работающих под флагами этих государств, являются США, Франция, Великобритания и Германия. Данная ситуация объясняется тем, что владельцам судов выгодней осуществлять свою деятельность под флагами вышеуказанных стран, где налоговая нагрузка существенно ниже.

  Почти половину мирового морского флота составляют танкеры, предназначенные для транспортировки сырой нефти и продуктов ее переработки. Основными морскими маршрутами транзита нефти являются: Карибский бассейн – США и Западная Европа, Ближний Восток – Западная Европа, США и Япония.

  Если распределить грузооборот морского транспорта по океаническим бассейнам, то лидером будет являться Атлантический океан, к которому относятся наиболее крупные морские порты: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Нью-Йорк, Новый Орлеан, Филадельфия (США). К крупнейшим портам Тихого океана относятся Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Сидней (Австралия); Индийского – Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

  Помимо универсальных морских портов общего назначения, существуют и порты, специализирующиеся на вывозе определенного вида сырья: нефти (Рас – Таннура в Саудовской Аравии, Мина-Эль-Ахмади в Кувейте, Харк в Иране, Амуай и Ла-Салина в Венесуэлле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, древесины др.

  Огромное влияние на существующую географию морских перевозок имеет строительство искусственных судоходных морских каналов. Примером, в первую очередь, служат Суэцкий и Панамский каналы, имеющие важнейшее международное значение. 

scroll back to top
 
 

Авторизация



Заказать работу