PDF Печать E-mail
География - Экономическая география

 

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА 

ГРУЗООБОРОТ. ПАССАЖИРООБОРОТ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА. МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ.

  Транспорт – относят к особой сфере материального производства. В отличие от других сфер производства он не является способом получения нового продукта. Результатом работы транспорта (его продукцией) – является перемещение уже существующих материальных объектов в пространстве (т.е. изменение их местоположения). Соответственно, при оценке показателей работы транспорта используют такие понятия как грузооборот и пассажирооборот.

  Грузооборот – показатель работы транспорта (т-км), определяемый как произведение объема перевозок (в тоннах) на расстояние (в километрах).

  Пассажирооборот – показатель работы транспорта (пассажиро-км), определяемый как произведение объема перевозок (в пассажирах) на расстояние (в километрах).

При оценке суммарного показателя работы транспорта (учитывающего как грузооборот, так и пассажирооборот) за единицу измерения принимаются приведенные тонно-километры, а сам показатель в этом случае называют приведенной продукцией транспорта.

 

Основные виды транспорта:

- железнодорожный;

- водный (морской и речной);

- автомобильный;

- воздушный;

- трубопроводный.

 

  Все основные виды транспорта в совокупности - составляют единую мировую транспортную систему.

  Уровень развития транспортной системы, в современном мире, является одним из важнейших показателей при оценке общего уровня экономического развития рассматриваемого региона, государства, района.

  При оценивании уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения (автомагистрали, железнодорожные пути, трубопровод и т.д.), используют такие показатели как общая длина (протяженность), густота транспортной сети и доля (в %) отдельных видов транспорта в общем грузообороте.

  Густота транспортной сети – отношение общей длины путей к единице площади территории или к определенному числу населения.

  Мировая транспортная сеть формировалась много столетий, впитывала в себя все тенденции развития современного мира, с точки зрения его политического и экономического содержания. Основным фактором, который оказывал главное влияние на ее формирование в течение всей истории ее развития, и, в конечном итоге, определил ее современный облик – являлась экономическая целесообразность.

  Наиболее активное развитие в последнее время получили воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Выросла роль морского транспорта. Железнодорожный транспорт, в свою очередь, теряет позиции в экономически развитых странах.

  По обеспеченности транспортными сетями и наличию транспортных средств, развитые страны, по сравнению с развивающимися, имеют просто подавляющее превосходство. На их долю приходится основная часть мирового грузо- и пассажирооборота.

  Среди транспортных систем макрорегионов мира выделяются:

- транспортная система Северной Америки, которая занимает первое место в мире по общей протяженности путей сообщения (около трети мировой транспортной системы) и по грузообороту большинства видов транспорта, если рассматривать их в отдельности;

- транспортная система Зарубежной Европы – лидер по густоте транспортной сети и ее интенсивности;

- единая транспортная система стран СНГ (десятая часть мировой транспортной сети), которая является лидером по общему объему грузооборота.

  Транспортные системы других макрорегионов, в которых преобладают развивающиеся страны (Африка, Азия, Латинская Америка), в настоящее время еще формируются. В этих регионах существуют районы, в которых отдельные виды транспорта либо вообще отсутствуют, либо присутствуют незначительно.

 

   К современным тенденциям развития мировой транспортной сети можно отнести:

- рост протяженности электрофицированных ж/д магистралей;

- рост протяженности автомобильных дорог с современным покрытием;

- увеличение трубопроводных направлений высокой пропускной способности;

- параллельная прокладка путей сообщения для разных видов транспорта (автомагистрали вдоль железных дорог, трубопроводов);

- сооружение межвидовых логистических транспортных кластеров, оборудованных универсальными складскими терминалами, включающих в себя воздушные и морские порты, железнодорожные узлы и крупные автомобильные развязки, предлагающих широчайший перечень транспортных и сопутствующих услуг.  

 

scroll back to top
 
 

Авторизация



Заказать работу